Вирусологи обещают вторую волну коронавируса в новом учебном году, потому российские родители ждут возвращения дистанционного обучения. Эта проблема актуальна не только для России, но и для всего мира, каждая страна во время пандемии придумала собственные способы, чтобы облегчить жизнь учащимся и их родителям. С какими проблемами дистанционного обучения сталкивались родители по всему миру и какой опыт стоит перенять российским школам?
Учебный год в России 1 сентября стартовал в традиционном формате. Однако удаленное обучение вряд ли исчезнет из нашей жизни — вирусологи прогнозируют вторую волну коронавируса, а 62% родителей морально готовятся к возвращению дистанционного обучения.
Так, некоторые школы РФ уже закрыли на карантин. Идею о сохранении дистанционного обучения в том или ином виде озвучивают и в Госдуме, предлагая учиться поочередно — две недели в школе, одну неделю на дому.
Но к обучению из дома в России продолжают относиться с недоверием. Согласно опросу ВЦИОМ, в августе 55% родителей недовольны дистанционным образованием. От 28 до 36% респондентов в больших и малых городах считают, что учебная нагрузка на детей во время пандемии существенно возросла.
В топе проблем, на которые жалуются родители и дети в России, оказались:
- нехватка гаджетов дома для всех членов семьи
- плохой интернет
- проблемы с самоорганизацией
- недостаток живого общения
- дети прогуливают занятия
- теряют к ним интерес
- домашние задания списывают из интернета
- школьники жалуются, что дистанционное обучение плохо сказывается на качестве их знаний
Как к дистанционному обучению приспособились в других странах?
60% британских родителей посетовали, что с трудом помогают своим детям решать школьные задания. В самой Великобритании в то же время вырос разрыв в освоении программы — школьники из бедных семей, которые посещают государственные школы отстали на 7 дней от сверстников из более благополучных семей, которые могут позволить себе обучение в хорошо оснащенных частных школах.
В США ученики учились из дома, имея плохой интернет — более 25% школьников из пяти крупных штатов испытывали проблемы при загрузке онлайн-занятий. Из-за перегрузки серверов похожие трудности возникали и у части французских семей. Американские учителя из округа Лос-Анджелес жаловались, что каждый день на занятиях в старших классах отсутствовали треть учеников, некоторые из них после введения дистанционного обучения бесследно исчезли.
Как решались проблемы за рубежом?
Власти Нью-Йорка бесплатно выдали местным школьникам 500 тысяч гаджетов для онлайн-занятий. В некоторых провинциальных городах США на парковках ставили автобусы, которые раздавали Wi-Fi детям, приехавшим учиться дистанционно.
Те, у кого были проблемы с подключением, подъезжали к специальным окнам в школах, где выдавали учебники и рабочие тетради. Похожее происходило и в России — например, в Татарстане из бюджета выделили 30 млн рублей на покупку 2 тысяч планшетов, а все школы к 1 сентября подключили к высокоскоростному интернету на оптоволоконных кабелях.
В Индонезии уроки проводили на специальной телевизионной платформе, а также создали национальный электронный портал с учебными материалами. Российские школьники и учителя могли пользоваться похожими площадками, такими как «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Интернет-урок» и другие.
Чтобы не отбить у детей интерес к учебе, американские учителя отказались от неудовлетворительных оценок, а также перестали ставить ученикам строгие дедлайны.
Тем, у кого не получилось освоить программу полностью по уважительным причинам, дали возможность доучиться летом — таких детей было более 100 тысяч, пишет Wall Street Journal.
В некоторых школах в помощь родителям две последние недели учебного года детей обучали практическим мелочам — как поменять колесо на автомобиле или как читать квитанции и счета.
Кроме того, педагоги предложили провести «входные экзамены» в сентябре, чтобы проверить, какие знания остались у детей после дистанционного обучения.
Почему Россия не смогла воспользоваться мировым опытом?
То, что американские родители, дети и учителя смогли быстро приспособиться к новой системе, объясняется их природным прагматизмом, считает заслуженный учитель Александр Снегуров. Россиянам же необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к изменениям. «Это ментальность американского народа — прагматизм. Мы же столкнулись с тем, что противоречило нашим представлениям. Чтобы эти противоречия снять, нужна психологическая адаптация», — рассказал он.
Педагог не считает эксперимент с дистанционным обучением полностью провальным, потому что в разных регионах и даже школах ситуация отличается. Но и недовольство людей, по его словам, тоже можно объяснить.
«Существует традиционный разрыв между тем, как отчитываются разные чиновники, и реальной ситуацией», — отметил Снегуров.
Учитель добавил, что отчасти российские школы, как и за рубежом, шли навстречу ученикам. «Не рекомендовалось ставить плохие оценки, экзамены отменили в девятом классе, а ЕГЭ нужно было сдавать только поступающим в вузы. Были платформы вне школы, где родители могли получить навыки», — заключил педагог.
В свою очередь, другой заслуженный учитель Лев Соболев видит причину в том, что любые нововведения в российском образовании воспринимаются людьми в штыки. «Рядом с серьезными и объективными проблемами есть обычная боязнь нового, лень и косность. Очень непросто придумывать задания, которые ученики делают дома и самостоятельно, чтобы они не списывали. Надо иначе построить урок, иначе общаться с учеником», — добавил он.
Соболев не стал отрицать, что особенно трудно приходится ученикам младших классов: «Задания выполняют родители, дети в ступоре от их количества. Но дистанционное обучение мне представляется не только возможной, но и желанной формой», — говорит учитель. По его мнению, людям нужно искать плюсы в переменах, а не тратить силы на то, чтобы их ненавидеть.
Источник: УРА.РУ