Сегодня мы простились с одним из наших ветеранов. Ушла из жизни Зотова Алевтина Павловна, одна из первых женщин-анестезиологов Пушкинской больницы, в начале 70-х стоявшая у истоков создания отделение анестезиологии и реанимации.
В первые дни войны, 5 июля 1941 года, в деревне Сареево Переславского района родилась девочка, которую назвали Алевтиной, что означает «сильная», «крепкая». В 1967 году Алевтина поступила в Первый Московский мединститут имени И.М. Сеченова, а когда в институте начались занятия по анестезиологии, Алевтина Павловна влюбилась в предмет и без колебаний выбрала для себя специализацию по анестезиологии. Уже тогда она решила, что это ее призвание.
В 1973 году Алевтина Павловна окончила интернатуру по анестезиологии-реаниматологии в Московском научно-исследовательском институте скорой помощи имени В.Н. Склифосовского на кафедре анестезиологии-реаниматологии, а в 1973 году по распределению была направлена в Пушкино. В то время отделение имело всего 3 койки...
Начались будни - Алевтина Павловна забыла о высоких каблуках и красивых прическах. Униформа - шапочка, халат, маска, перчатки. Рутинная и утомительная работа с ежедневными физическими и эмоциональными нагрузками, бессонными ночами и переживаниями за каждого больного, без права на ошибку, потому что она стоит жизни. Жесткий график работы - днем в операционной или палате, ночные дежурства в будни, часто в выходные и праздники. Алевтина Павловна не защищала ни категории, ни диссертации. Она просто добросовестно работала с тяжелыми больными самого различного профиля - хирургическими и травматологическими, кардиологическими и неврологическими, гинекологическими и акушерскими, инфекционными и терапевтическими.
Алевтина Павловна всегда честно признавалась, что больше всего боится, когда привозят детей: «Стенозы гортани, пневмонии, менингоэнцефалиты, ожоги, травмы, отравления… Никогда не смогу забыть глухой материнский вой у постели больного ребенка и полные надежды и отчаяния глаза: «Помогите!». Шла домой, у каждого встречного вглядывалась в шею. И ловила себя на мысли, что прикидываю: будут ли сложности при интубации, и не слишком ли упитан этот малыш, и смогу ли я катетеризировать ему центральную вену». Покой наступал только после дежурства, но лишь для тела, а не для головы.
Алевтина Павловна была прекрасным специалистом, пользовалась уважением и авторитетом у сотрудников и больных. Больные хотели, чтобы наркоз им проводила именно она. Они боялись не операции, а наркоза. Испуганные, они спрашивали у Алевтины Павловны: «Я проснусь или нет?». Спокойная, уверенная в себе, аккуратно и без лишних движений, Алевтина Павловна выполняла интубацию трахеи, переводила больного на искусственную вентиляцию легких и проводила наркоз. И хирургам с ней было спокойно и комфортно. После успешной операции больные своими спасителями считали хирургов, а про Алевтину Павловну даже не вспоминали. Но Алевтина («сильная») не расстраивалась. Она по-настоящему болела своей профессией, она в ней оставалась и продолжала работать, несмотря на трудности.
Алевтина Павловна Зотова работала в Пушкинской больнице 42 года - с 1972 по 2014. Место работы она ни разу не меняла, как не искала и более легкой работы. 26 января 2024 года ее не стало…
Лариса Кондратенко, Пушкинская больница им. проф. Розанова В.Н.